Smile-Index: Интегральный показатель качества обслуживания клиентов в ритейле и сфере услуг
Когда мы довольны качеством обслуживания и продавцы, менеджеры, официанты нам искренне улыбаются, мы инстинктивно улыбаемся в ответ. Чем больше клиенты улыбаются, тем выше качество обслуживания. Измерив долю времени, в течение которого клиенты улыбаются в точке контакта, вы получите показатель клиентоориентированности персонала, он же - интегральный показатель качества обслуживания клиентов. Примером такого показателя является Smile-Index, поддерживаемый решением Монитор Эмоций 2.0.
По сравнению с показателями качества обслуживания, измеряемыми с помощью традиционных СОКОК (Систем Оценки Качества Обслуживания Клиентов), Smile-Index имеет ряд важных преимуществ:
- Smile-Index – это позитивный мотиватор персонала. Позитивная мотивация – это поощрение за достижение, а не наказание за неисполнение. Smile-Index мотивирует персонал не только хорошо выполнять свои обязанности, но и делать клиентов счастливыми. Показатели качества обслуживания, получаемые с помощью обычных СОКОК, как правило, используются как негативный мотиватор. Они мотивируют персонал не делать ничего, что может вызывать у клиентов «негатив». Поэтому Business value от использования Smile-Index существенно больше, чем от использования обычных СОКОК.
- Возможность получать достоверную информацию о качестве обслуживания без привлечения персонала передней линии. При использовании обычных СОКОК, если не задействовать персонал, в опросах будет принимать участие не более 10% клиентов (см. Правило №1, Правило №2).
- Возможность оценивать качество услуг «глазами» различных возрастных и гендерных групп, например, женщин до 30, мужчин после 50 и т.д. Это упрощает управление качеством услуг, т.к. ожидания различных возрастных и гендерных групп могут сильно различаться. (То, что понравится мужчинам до 30, может не понравиться женщинам после 50).
- Для оценки качества обслуживания клиентов не нужно устанавливать дополнительное оборудование, т.к. системы видеонаблюдения есть практически в любой компании.
Smile-Index имеет и некоторые ограничения. Например, он применим в организациях, где приветливость и дружественность персонала передней линии (выражающиеся, в том числе, в обязательной искренней улыбке) являются обязательными требованиями корпоративных стандартов обслуживания. Наибольший интерес Smile-Index должен представлять для клиентоориентированных компаний, работающих в ритейле и сфере услуг.
Алгоритм вычисления Smile-Index
Smile-Index является адаптацией (для управления качеством обслуживания) хорошо известного (в ИТ) индекса apdex.
Smile-Index вычисляется следующим образом:
- Устанавливаем Монитор Эмоций 2.0, в течение определенного времени непрерывно измеряем уровень Счастья целевой аудитории, ежеминутно усредняя измеренные значения. В результате получаем набор ежеминутных значений уровня Счастья. В какие-то периоды времени камеры не захватывали клиентов. Поэтому время, за которое у нас есть измерения, всегда меньше или равно времени проведения измерений. Назовем время, за которое у нас есть измеренные значения, временем Total.
Например, если измерения проводились 2 недели, но лица клиентов фиксировались камерами только в течение 14 часов 25 минут, то время Total составит 865 минут (14*60 + 25 = 865).
- Определяем пороговое значение уровня Счастья в минуту, соответствующее требуемому (хорошему) качеству обслуживания. Назовем это значение: Т. Оно зависит от множества факторов: региона, целевой аудитории, категории компании и т.п.; подробнее ниже. При этом будем считать, что уровень Счастья в диапазоне от Т до Т/4 соответствует допустимому (терпимому) качеству обслуживания. Если же уровень Счастья меньше Т/4, то качество обслуживания плохое. Предположим, Т=20.
- Все полученные значения уровня Счастья (865 значений) разделяем на 3 группы, после чего подсчитываем число значений в каждой группе. В группу первую относим все значения большие или равные Т (20). Так мы узнаем период времени, в течение которого клиенты были довольны качеством обслуживания. Назовем его временем Happy. Предположим, это 227минут. В вторую группу относим все значения меньше Т (20), но больше Т/4 (5). Так мы узнаем период времени, в течение которого качество обслуживания было терпимым. Назовем его временем Neutral. Предположим, это 549 минут. В третью группу отнесем все оставшиеся значения. Назовем его временем Upset. 865-227-549 = 89
- Вычисляем Smile-Index по следующей формуле:
Smile-Index [T] = (Happy + Neutral/2)/Total
Где:
- Happy – период времени, в течение которого уровень Счастья был больше значения Т;
- Neutral - период времени, в течение которого уровень Счастья был меньше значения Т, но больше Т/4
- Total – период времени, за которое есть измеренные значения уровня Счастья.
Пример: Smile-Index [T] = (227 + 549/2)/865 =0.58
- Smile-Index может рассчитываться как по всем клиентам целевой аудитории, так и по определенным (интересующим Бизнес) возрастным и гендерным группам. В первом случае в квадратных скобках указывается только значение [Т]. Например, запись: Smile-Index [20]=0.58#865 будет означать, что Smile-Index, равный 0.58, вычислялся для всей целевой аудитории для Т=20; при этом выборка составила 865 значений. Во втором случае в квадратных скобках после Т через запятую должны быть указаны:
- Пол; М – мужской, F – женский. Например, запись Smile-Index [20, F]=0.58#865 будет означать, что Smile-Index вычислялся только для женщин.
- Возрастная группа: -20, 20-30, 30-40, 40-50, 50+. Например, запись Smile-Index [20, F, 40-50]=0.58#865 будет означать, что Smile-Index вычислялся только для женщин в возрасте от 40 до 50 лет.
Оценка Smile-Index и определение [Т]
Для эффективного управления качеством обслуживания клиентов, нужно не только измерять, но и оценивать значения Smile-Index. Для оценки Smile-Index предлагается использовать таблицу пороговых значений, показанную на рисунке выше. Эта таблица широко используется в ИТ для оценки метрик, характеризующих качество восприятия(QoE, Quality of Experience) и имеющих 5 градаций: от «неприемлемо» до «отлично». Однако для управления качеством обслуживания клиентов важны не только и не столько пороговые значения Smile-Index, сколько пороговые значения [T], на основании которых вычисляется Smile-Index.
Значение [T] должно зависеть от множества факторов: целевой аудитории, региона, стандартов обслуживания и т.п. В идеале экспертами в области клиентоцентричности бизнеса должны быть созданы справочные таблицы значений [T] для различных регионов, направлений бизнеса, типов точек контакта. Желательно, чтобы такие таблицы постоянно обновлялись – дополнялись результатами измерений Smile-Index, полученными в клиентоориентированных компаниях-лидерах. Таким образом, измерив Smile-Index, любая компания будет знать, насколько далеко она по качеству обслуживания отстает от лидера (или не отстает).
Пока таких таблиц нет, каждая компания может определять значение [T] самостоятельно. Для этого достаточно обеспечить «образцово-показательное» качество обслуживания (в соответствии с корпоративными стандартами компании) и измерять в течение представительного периода времени соответствующий этому качеству уровень Счастья клиентов. Усреднив измеренные значения, компания получит значение [T]. К недостатку такого подхода следует отнести возможное несоответствие корпоративных стандартов конкретной компании ожиданиям клиентов.
Другие применения Smile-Index
Smile-Index можно использовать не только для оценки качества обслуживания. Другими применениями Smile-Index являются:
- Оценка дружественности персонала передней линии (например, получение объективного эмоционального портрета продавца в рамках услуги Mystery Shopping).
- Оценка действенности рекламы (например, сколько посетителей POS видят конкретную рекламу, и какие эмоции она вызывает).
- Оценка привлекательности различных товаров или продуктов в рамках маркетинговых исследований (например, сколько людей дегустировало новый сыр, и какие эмоции он вызвал).
- Оценка «позитивности» претендентов на вакансии, связанные с работой с людьми (например, продавцов).
- Оценка качества лекций, докладов, спектаклей и т.п.
Если вы знаете о других возможных применениях Smile-Index и/или хотели бы способствовать продвижению данного показателя, пожалуйста, напишите нам по адресу: market@prolan.ru