Рассматривается методика оценки качества обслуживания клиентов, основанная на автоматическом распознавании эмоций по видеоизображению. Методика называется: «СОКОК без кнопок» (СОКОК, Система Оценки Качества Обслуживания Клиентов).
В ритейле и сфере услуг под качеством услуги принято понимать степень соответствия ожиданий клиентов тому, что они, по их мнению, получили. Поэтому лучшим показателем качества услуги является эмоциональная реакция клиентов. Например, когда в банке, МФЦ, магазине мы получаем больше, чем ожидали, это вызывает у нас радость, мы улыбаемся. Такая эмоциональная реакция соответствует хорошему качеству услуги. Если мы получаем меньше, чем ожидали, или к нам предъявляют требования, о которых мы не знали, то это нас расстраивает - вызывает удивление, печаль, неприязнь, иногда страх. Такая реакция – показатель плохого качества услуги. Если же мы получаем приблизительно то, что ожидали, то это оставляет нас равнодушными. Качество услуги - удовлетворительное.
Купив любую модель продукта Кнопка Лояльности, вы получите возможность в течение 3 месяцев бесплатно проводить QR-опросы и пользоваться сервисом CXM-Online для увеличения числа положительных (и уменьшения числа отрицательных) отзывов на Яндекс Картах и других площадках
Таким образом, для оценки качества получаемых услуг необходимо и достаточно измерять эмоциональную реакцию клиентов. Для решения этой задачи (применительно к ритейлу и сфере услуг) используется методика СОКОК без Кнопок, поддерживаемая решением Монитор Эмоций 2.0.
Монитор Эмоций 2.0 – это автоматизированная система распознавания и мониторинга эмоций, пола, возраста на основе информации, получаемой из системы видеонаблюдения. Распознавание осуществляется по выражению лица, мимике, глазам. Для распознавания используется методика ученых Амстердамского Университета (University of Amsterdam) под руководством Тэо Геверса (Theo Gevers).
Монитор Эмоций 2.0 позволяет контролировать:
Монитор Эмоций 2.0 обрабатывает видео-поток, превращая его в обезличенные SNMP-метрики (SNMP, Simple Network Management Protocol), которые затем обрабатываются системой управления. Монитор Эмоций не идентифицирует личности клиентов и не записывает видеоизображения. Поэтому он не нарушает никаких законов и этических норм.
Монитор Эмоций 2.0 – это система управления, поддерживающая SNMP, в состав которой включен один или несколько Зондов ProLAN Emotions Probe, а также одна или несколько видеокамер. В общем случае можно использовать любую систему управления, поддерживающую SNMP.
Зонд ProLAN Emotions Probe – это компьютер под управлением MS Windows Server 2008 и выше, имеющий в своем составе специальную Windows-службу, преобразующую видео-поток в набор SNMP-метрик. Обычно к одному Зонду подключается не более 3-х видеокамер. Это могут быть web-камеры, подключаемые по USB или IP-камеры, подключаемые по Ethernet или Wi-Fi.
Управлять можно только тем, что можно измерить. Поэтому для эффективного управления качеством обслуживания клиентов нужны простые, легко интерпретируемые показатели эмоционального фона, которые можно использовать в качестве индикаторов качества обслуживания и клиентоориентированности передней линии. «Сырые» метрики: средний уровень Счастья, средний уровень Гнева и т.п. как и средняя температура по больнице для этих подходят не очень хорошо, т.к. являются слишком грубыми. Для этого используются интегральные показатели эмоционального фона:
Идея этого показателя очень проста. Когда мы довольны качеством обслуживания и продавцы, менеджеры, официанты нам искренне улыбаются, мы инстинктивно улыбаемся в ответ. Чем больше клиенты улыбаются, тем выше удовлетворенность клиентов качеством обслуживания. Измерив долю времени, в течение которого клиенты улыбаются в точке контакта (на передней линии), мы получим интегральный показатель общей удовлетворенности клиентов.
Smile-Index является адаптацией (для управления качеством обслуживания) хорошо известного (в ИТ) индекса apdex. Smile-Index вычисляется следующим образом:
Smile-Index [T] = (Happy + Neutral/2)/Total
Предположим, уровень Счастья измерялся в течение 5 дней, а чистое время, в течение которого камеры «видели» лица клиентов, составило 865 минут. Предположим, мы определили, что Т=20; время, в течение которого уровень Счастья был больше 20 составило 227 минут; время, в течение которого уровень Счастья был в диапазоне от 5 до 20 составило 549 минут. Тогда Smile-Index [T] = (227 + 549/2)/865 =0.58
Smile-Index может рассчитываться как по всем клиентам целевой аудитории, так и по отдельным возрастным и гендерным группам. В первом случае в квадратных скобках указывается только значение [Т]. Например, запись: Smile-Index [20]=0.58#865 будет означать, что Smile-Index, равный 0.58, вычислялся для всей целевой аудитории для Т=20; при этом выборка составила 865 значений. Во втором случае в квадратных скобках после Т через запятую должны быть указаны:
Важный вопрос – как определить значение [T]. Очевидно, что оно должно зависеть от множества факторов: целевой аудитории, региона, стандартов обслуживания и т.п. Простейший способ определить [T] – в течение представительного периода времени измерять уровень Счастья клиентов при «образцово-показательном качестве обслуживания» (в соответствии с корпоративными стандартами), после чего усреднить измеренные значения.
Абсолютное значение уровня Счастья клиентов определяется не только качеством обслуживания, но и другими факторами, например, состоянием здоровья, отношениями в семье и т.п. Поэтому для точной оценки только качества обслуживания необходимо измерять не только абсолютные значения эмоций, но и их изменения, возникающие непосредственно во время общения с персоналом передней линии. При этом нужно учитывать как положительные эмоции, так и отрицательные. Разница между числом положительных и отрицательных эмоций, возникающих у клиентов в процессе их обслуживания, отнесенная к числу обслуженных клиентов, является точным индикатором клиентоориентированности передней линии. Таким индикатором является метрика C-Value.
C-Value вычисляется по формуле:
C-Value = (Happiness Count - Negative Emotions Count)/Contacts Count
где:
Индикаторы С-Value и Smile-Index дополняют друг друга. Если Smile-Index характеризует общий уровень удовлетворенности клиентов, то С-Value характеризует, какой вклад в этот уровень вносит персонал передней линии. Для управления качеством обслуживания лучше подходит С-Value, т.к. он точнее. Но его сложнее измерять. Если для измерения Smile-Index видеокамеры можно размещать практически в любом месте: на входе, в зоне ожидания, рядом с кассами и оценивать эмоциональный фон сразу группы клиентов, то C-Value измеряется для каждого клиента в отдельности, и клиент должен находиться в зоне видимости камеры не менее 15 секунд.
СОКОК без кнопок (СОКОК БК) имеет ряд важных преимуществ по сравнению с традиционными СОКОК:
СОКОК БК имеет и некоторые ограничения. Например, они применимы в организациях, где приветливость и дружественность персонала передней линии (выражающиеся, в том числе, в обязательной искренней улыбке) являются обязательными требованиями корпоративных стандартов обслуживания. Наибольший интерес СОКОК БК должны представлять для клиентоориентированных компаний, работающих в ритейле и сфере услуг.
Оценка качества обслуживания – необходимый, но не достаточный компонент системы управления качеством обслуживания клиентов. Оценка качества обслуживания отлично может выполняться без кнопок. Но для решения других задач «кнопки» всё же нужны.
Оценка качества обслуживания клиентов, основанная на автоматическом распознавании человеческих эмоций, уже реальность. Монитор Эмоций, поддерживающий данную методику, является эффективной альтернативой традиционным СОКОК. Ключевое преимущество Монитора Эмоций – автоматическое (без привлечения персонала) получение достоверных оценок качества обслуживания клиентов, обеспечивающее возможность позитивной мотивации персонала передней линии. Если необходимо не только оценивать, но и управлять качеством обслуживания клиентов (традиционные СОКОК эту задачу не решают), то Монитор Эмоций целесообразно использовать в интеграции с решениями для управления претензиями клиентов и решениями для проведения управляемых опросов.