Индекс Эмоциональной Лояльности (ИЭЛ)
      
     	 
       
		Для эффективного управления бизнес-процессами по KPI, кроме финансовых показателей нужны опережающие показатели, характеризующие отношение клиентов к компании. Чаще всего для этого используется  NPS (Net Promoter Score) , de facto – мировой стандарт. Но в ритейле и сфере услуг  NPS и основанная на нём методика Net Promoter System, используются не  часто. Этому препятствует ряд обстоятельств (подробнее ниже). Кроме этого, внедрение Net Promoter System является не самой простой задачей, и небольшим компаниям она часто не под силу.
		Выбирая что нужно, узнай как можно:
Купив любую модель продукта Кнопка Лояльности, вы получите возможность в течение 3 месяцев бесплатно проводить QR-опросы и пользоваться  сервисом CXM-Online для увеличения числа положительных (и уменьшения числа отрицательных) отзывов на Яндекс Картах и других площадках
      Мы адаптировали Net Promoter Score  для ритейла и сферы услуг, а методику Net Promoter System – для применения в небольших компаниях В2С. Индикатор клиентского опыта, положенный в основу упрощенной методики, мы назвали Индекс Эмоциональной Лояльности (ИЭЛ).
      Ключевой вопрос ИЭЛ
      
      
      	- Ключевой вопрос ИЭЛ: "Вы бы рекомендовали нашу компанию (магазин, салон и т.п.) своим друзьям и коллегам?" Варианты ответа: Да, Нет, Затрудняюсь ответить (Не знаю). Отсутствие ответа, означает: "Не буду отвечать".
         
         	- Клиента, отвечающего "Да", предлагаем называть Лояльным (Промоутером).
         	
 - "Нет" - Критиком.
         	
 - "Затрудняюсь ответить" - Пассивным.
         	
 - "Не буду отвечать"  - Молчуном.
         
 
         
      	 - Ключевой вопрос должен задаваться клиентам с участие интервьюера, которым может быть продавец, работник регистратуры, кассир, работник службы маркетинга и т.п. ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ. Если для опроса используется сенсорный или кнопочный пульт, интервьюер, как минимум, должен привлечь  внимание клиента к опросу (информировать клиента о проведении опроса), как максимум, вербально продублировать Ключевой Вопрос. Опросы, проводимые без участия интервьюеров, не могут  использоваться для определения ИЭЛ.  
         
      	
 - Индекс Эмоциональной Лояльности вычисляется следующим образом:
         
      		- ИЭЛ = % Лояльных  – (%Критиков  + % Молчунов*0.8)      		
         
 
       
      
      В качестве базы, относительно которой рассчитываются проценты,  используется  общее число обслуженных клиентов (а не число людей, принявших участие в опросе).
      
      Второй вопрос ИЭЛ (вместо Почему?)
      
      Для получения информации о причинах недовольства и удовлетворенности клиентов, кроме Ключевого вопроса, клиентам должен задаваться второй вопрос. В отличие от методики Net Promoter System, в ритейле и сфере услуг второй вопрос должен быть не открытым, а закрытым.
      
      
      	- Если клиент при ответе на Ключевой вопрос, говорит: "Нет" или "Затрудняюсь ответить", то второй вопрос звучит так: "Что бы Вы улучшили в нашей компании (магазине, салоне и т.п.) в первую очередь?" В качестве вариантов ответа предлагается набор основных факторов недовольства, например, цена, качество обслуживания, ассортимент  и т.д. Всего не более 5-ти вариантов, один из которых: "Другое".  
      	
         
 - Если клиент при ответе на Ключевой вопрос говорит: "Да", то второй вопрос звучит так: "Что Вас больше всего привлекает в нашей компании (магазине, салоне и т.п.)?".  В качестве вариантов ответа предлагается набор основных факторов удовлетворенности клиентов. Всего не более 5-ти факторов, один из которых: "Другое". 
      
      	
 - На основе ответов на второй вопрос рассчитывается две группы показателей:
         
      		- Факторы недовольства: ФН: Фактор 1, ФН: Фактор 2 и т.д.  (ФН – Фактор Недовольства). Например,  ФН: Цена = 65%, ФН: Качество обслуживания =7%. Это доля ответов на вопрос: "Чтобы бы Вы улучшили в нашей компании в первую очередь?", в которых в качестве ответа был указан данный фактор.
      
      		
 - Факторы удовлетворенности: ФУ: Фактор 1, ФУ: Фактор 2 и т.д.  (ФУ – Фактор Удовлетворенности).
         
 
       
         
      
      Дополнительные метрики. Релевантность ИЭЛ 
      
      Кроме ИЭЛ и Факторов должны также рассчитываться следующие метрики:
 
      
      
      	- Уровень Отклика. Доля клиентов от общего  числа обслуженных клиентов, ответивших на  Ключевой вопрос. Данная метрика характеризует релевантность ИЭЛ. По причине высокой значимости этой метрики, её следует контролировать в режиме реального времени.
      
      	
 - Уровень Сотрудничества Лояльных клиентов. Доля клиентов от числа клиентов,  положительно ответивших на Ключевой вопрос и также давших ответ на второй вопрос. Метрика характеризует релевантность Факторов Удовлетворенности, и должна составлять не менее 80%.
      
      	
 - Уровень Сотрудничества Критиков. Доля клиентов от числа клиентов, отрицательно ответивших на Ключевой вопрос и давших ответ на второй вопрос. Метрика характеризует релевантность Факторов Недовольства клиентов.
      
 
      
      Основные преимущества ИЭЛ по сравнению с NPS
 
      
      
      	- Ключевой вопрос NPS (С какой вероятностью Вы бы рекомендовали нашу компанию своим друзьям и коллегам?), задаваемый у прилавка или на кассе, у многих людей, не знакомых с NPS, вызывает непонимание. Если же человек знаком с NPS, то он сразу дает ответ по 3-х бальной шкале (а не 10-ти бальной). В случае ИЭЛ обе категории клиентов одинаково понимают вопрос,  и  дают адекватный ответ.
      
      	
 - В ритейле и сфере услуг, в опросах принимает участие, как правило, не более 30%-50%  клиентов. В этом случае принципиально важен метод учета Молчунов (non-responders). Однако в  NPS нет однозначного правила для их учёта. Существует несколько соответствующих методик: 100% Молчунов являются  Критиками (Детракторам); 50% являются  Критиками, 50% являются Пассивными; 10% являются Лояльными (Промоутерами), 40% - Пассивными, 50% - Критиками. При таком разнообразии подходов  никакой benchmarking невозможен, и ценность NPS, как индикатора клиентского опыта, существенно снижается. В случае ИЭЛ этой проблемы нет.
      
      	
 - Методика NPS, требующая задавать клиентам открытый второй вопрос, во многих сегментах  ритейла неприменима.
      
 
      
      Продукты, поддерживающие ИЭЛ
      
      
      	- Для периодических (разовых) исследований клиентского опыта рекомендуется использовать  CX Эксперт Соло. В качестве аппаратной платформы лучше всего подойдет планшет под MS Windows c диагональю экрана 10”.  Это законченное решение, поддерживающее функционал для создания отчетов по всем измеряемым показателям (ИЭЛ, Факторы, Уровень Отклика и т.д.), идеально подходит  для проведения маркетинговых исследований. Интервьюер, "вооруженный" планшетом, с CX Эксперт Соло, может опрашивать покупателей рядом с кассой магазина, на выходе из кинозала или торгово-развлекательного центра, в аквапарке, салоне красоты и т.п. Для измерения Уровня Отклика в этом случае используется USB-Кнопка ProLAN-101, подключенная к планшету.
      
      	
 - Для непрерывного (постоянного) мониторинга клиентского опыта рекомендуется использовать продукт CX Эксперт Про. Отчеты могут создаваться в облаке и/или на корпоративном сервере.  Для измерения Уровня Отклика можно использовать любую  Кнопку Автоматизации.  Подробнее о применении CX Эксперт Про в ритейле читайте в статье: "Методика управления Эмоциональной Лояльностью Покупателей". 
         
         
 - Если нужно решения для измерения только ИЭЛ, а факторы удовлетворенности планируется определять другими способами,  то можно воспользоваться простейшим решением на основе пультов СОКОК. Например, Кнопкой Лояльности СТАРТ на основе Ethernet пультов ProLAN-325. Для оценки Уровня Отклика в этом случае можно  использовать  как USB-Кнопку ProLAN-101, подключаемую к компьютеру работника,  так и Экранную Кнопку Автоматизации. Рядом с пультом нужно установить табличку с Ключевым вопросом и инструкцией.
         
         

         
         Вместо пультов ProLAN-325 можно использовать любые кнопочные пульты, поддерживаемые решением Кнопка Лояльности.  Удобней использовать трехкнопочные, но, как показано на рисунке, можно использовать и двухкнопочные.