Индекс Эмоциональной Лояльности (ИЭЛ)
Для эффективного управления бизнес-процессами по KPI, кроме финансовых показателей нужны опережающие показатели, характеризующие отношение клиентов к компании. Чаще всего для этого используется NPS (Net Promoter Score) , de facto – мировой стандарт. Но в ритейле и сфере услуг NPS и основанная на нём методика Net Promoter System, используются не часто. Этому препятствует ряд обстоятельств (подробнее ниже). Кроме этого, внедрение Net Promoter System является не самой простой задачей, и небольшим компаниям она часто не под силу.
Купив любую модель продукта Кнопка Лояльности, вы получите возможность в течение 3 месяцев бесплатно проводить QR-опросы и пользоваться сервисом CXM-Online для увеличения числа положительных (и уменьшения числа отрицательных) отзывов на Яндекс Картах и других площадках
Мы адаптировали Net Promoter Score для ритейла и сферы услуг, а методику Net Promoter System – для применения в небольших компаниях В2С. Индикатор клиентского опыта, положенный в основу упрощенной методики, мы назвали Индекс Эмоциональной Лояльности (ИЭЛ).
Ключевой вопрос ИЭЛ
- Ключевой вопрос ИЭЛ: "Вы бы рекомендовали нашу компанию (магазин, салон и т.п.) своим друзьям и коллегам?" Варианты ответа: Да, Нет, Затрудняюсь ответить (Не знаю). Отсутствие ответа, означает: "Не буду отвечать".
- Клиента, отвечающего "Да", предлагаем называть Лояльным (Промоутером).
- "Нет" - Критиком.
- "Затрудняюсь ответить" - Пассивным.
- "Не буду отвечать" - Молчуном.
- Ключевой вопрос должен задаваться клиентам с участие интервьюера, которым может быть продавец, работник регистратуры, кассир, работник службы маркетинга и т.п. ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ. Если для опроса используется сенсорный или кнопочный пульт, интервьюер, как минимум, должен привлечь внимание клиента к опросу (информировать клиента о проведении опроса), как максимум, вербально продублировать Ключевой Вопрос. Опросы, проводимые без участия интервьюеров, не могут использоваться для определения ИЭЛ.
- Индекс Эмоциональной Лояльности вычисляется следующим образом:
- ИЭЛ = % Лояльных – (%Критиков + % Молчунов*0.8)
В качестве базы, относительно которой рассчитываются проценты, используется общее число обслуженных клиентов (а не число людей, принявших участие в опросе).
Второй вопрос ИЭЛ (вместо Почему?)
Для получения информации о причинах недовольства и удовлетворенности клиентов, кроме Ключевого вопроса, клиентам должен задаваться второй вопрос. В отличие от методики Net Promoter System, в ритейле и сфере услуг второй вопрос должен быть не открытым, а закрытым.
- Если клиент при ответе на Ключевой вопрос, говорит: "Нет" или "Затрудняюсь ответить", то второй вопрос звучит так: "Что бы Вы улучшили в нашей компании (магазине, салоне и т.п.) в первую очередь?" В качестве вариантов ответа предлагается набор основных факторов недовольства, например, цена, качество обслуживания, ассортимент и т.д. Всего не более 5-ти вариантов, один из которых: "Другое".
- Если клиент при ответе на Ключевой вопрос говорит: "Да", то второй вопрос звучит так: "Что Вас больше всего привлекает в нашей компании (магазине, салоне и т.п.)?". В качестве вариантов ответа предлагается набор основных факторов удовлетворенности клиентов. Всего не более 5-ти факторов, один из которых: "Другое".
- На основе ответов на второй вопрос рассчитывается две группы показателей:
- Факторы недовольства: ФН: Фактор 1, ФН: Фактор 2 и т.д. (ФН – Фактор Недовольства). Например, ФН: Цена = 65%, ФН: Качество обслуживания =7%. Это доля ответов на вопрос: "Чтобы бы Вы улучшили в нашей компании в первую очередь?", в которых в качестве ответа был указан данный фактор.
- Факторы удовлетворенности: ФУ: Фактор 1, ФУ: Фактор 2 и т.д. (ФУ – Фактор Удовлетворенности).
Дополнительные метрики. Релевантность ИЭЛ
Кроме ИЭЛ и Факторов должны также рассчитываться следующие метрики:
- Уровень Отклика. Доля клиентов от общего числа обслуженных клиентов, ответивших на Ключевой вопрос. Данная метрика характеризует релевантность ИЭЛ. По причине высокой значимости этой метрики, её следует контролировать в режиме реального времени.
- Уровень Сотрудничества Лояльных клиентов. Доля клиентов от числа клиентов, положительно ответивших на Ключевой вопрос и также давших ответ на второй вопрос. Метрика характеризует релевантность Факторов Удовлетворенности, и должна составлять не менее 80%.
- Уровень Сотрудничества Критиков. Доля клиентов от числа клиентов, отрицательно ответивших на Ключевой вопрос и давших ответ на второй вопрос. Метрика характеризует релевантность Факторов Недовольства клиентов.
Основные преимущества ИЭЛ по сравнению с NPS
- Ключевой вопрос NPS (С какой вероятностью Вы бы рекомендовали нашу компанию своим друзьям и коллегам?), задаваемый у прилавка или на кассе, у многих людей, не знакомых с NPS, вызывает непонимание. Если же человек знаком с NPS, то он сразу дает ответ по 3-х бальной шкале (а не 10-ти бальной). В случае ИЭЛ обе категории клиентов одинаково понимают вопрос, и дают адекватный ответ.
- В ритейле и сфере услуг, в опросах принимает участие, как правило, не более 30%-50% клиентов. В этом случае принципиально важен метод учета Молчунов (non-responders). Однако в NPS нет однозначного правила для их учёта. Существует несколько соответствующих методик: 100% Молчунов являются Критиками (Детракторам); 50% являются Критиками, 50% являются Пассивными; 10% являются Лояльными (Промоутерами), 40% - Пассивными, 50% - Критиками. При таком разнообразии подходов никакой benchmarking невозможен, и ценность NPS, как индикатора клиентского опыта, существенно снижается. В случае ИЭЛ этой проблемы нет.
- Методика NPS, требующая задавать клиентам открытый второй вопрос, во многих сегментах ритейла неприменима.
Продукты, поддерживающие ИЭЛ
- Для периодических (разовых) исследований клиентского опыта рекомендуется использовать CX Эксперт Соло. В качестве аппаратной платформы лучше всего подойдет планшет под MS Windows c диагональю экрана 10”. Это законченное решение, поддерживающее функционал для создания отчетов по всем измеряемым показателям (ИЭЛ, Факторы, Уровень Отклика и т.д.), идеально подходит для проведения маркетинговых исследований. Интервьюер, "вооруженный" планшетом, с CX Эксперт Соло, может опрашивать покупателей рядом с кассой магазина, на выходе из кинозала или торгово-развлекательного центра, в аквапарке, салоне красоты и т.п. Для измерения Уровня Отклика в этом случае используется USB-Кнопка ProLAN-101, подключенная к планшету.
- Для непрерывного (постоянного) мониторинга клиентского опыта рекомендуется использовать продукт CX Эксперт Про. Отчеты могут создаваться в облаке и/или на корпоративном сервере. Для измерения Уровня Отклика можно использовать любую Кнопку Автоматизации. Подробнее о применении CX Эксперт Про в ритейле читайте в статье: "Методика управления Эмоциональной Лояльностью Покупателей".
- Если нужно решения для измерения только ИЭЛ, а факторы удовлетворенности планируется определять другими способами, то можно воспользоваться простейшим решением на основе пультов СОКОК. Например, Кнопкой Лояльности СТАРТ на основе Ethernet пультов ProLAN-325. Для оценки Уровня Отклика в этом случае можно использовать как USB-Кнопку ProLAN-101, подключаемую к компьютеру работника, так и Экранную Кнопку Автоматизации. Рядом с пультом нужно установить табличку с Ключевым вопросом и инструкцией.
Вместо пультов ProLAN-325 можно использовать любые кнопочные пульты, поддерживаемые решением Кнопка Лояльности. Удобней использовать трехкнопочные, но, как показано на рисунке, можно использовать и двухкнопочные.